Создание ГИС - проекта территориальных дорог Московской области
Полевые работы по съемке параметров обследуемых дорог проводились в 1999-2004гг. в соответствии с техническим заданием. Определялись размеры поперечного профиля (ширина проезжей части, краевых полос, обочин), расположение и характеристики элементов планировки съездов, пересечений и примыканий, (боковые канавы, лотки, водопропускные трубы) с оценкой их основных размеров и состояния, элементы обустройства и инженерного оборудования (автобусные остановки, дорожные знаки, ограждения, направляющие столбики, полосы озеленения и снегозащиты). Как сооружения, в значительной степени влияющие на комфортабельность пассажирских перевозок и безопасность движения, автобусные остановки обследовались с определением уровня их обустроенности и соответствия техническим требованиям.
Полевые работы проводились с помощью дорожной лаборатории кафедры изысканий и проектирования дорог МАДИ, оснащенной измерительной аппаратурой. Для определения пройденного пути и привязки дорожных сооружений использовалось тарированное "пятое колесо" с погрешностью измерения расстояний 0,1%. Измерение геометрических размеров дорожных элементов осуществлялось с помощью портативного мерного колеса или геодезическими мерными лентами.
Результаты измерений сводились в типовые ведомости и формы и использовались при создании геоинформационной системы обследованных дорог.
В ходе полевых работ были определены:
Размеры поперечного профиля (ширина проезжей части, дорожного полотна, обочин);
Расположение и характеристики элементов планировки съездов, пересечений и примыканий;
Площадки отдыха и стоянок автомобилей;
Расположение и оборудование ж/д переездов.
В таких характерных местах, какими являются участки дорог, проложенные через населенные пункты, фиксировались:
- элементы их обустройства (освещение, пешеходные дорожки);
- местоположение;
- название и тип по административному значению.
В процессе полевых работ также были обследованы:
Сооружения дорожного водоотвода (боковые канавы, лотки, водопропускные трубы) с оценкой их основных размеров и состояния;
Элементы обустройства и инженерного оборудования:
- автобусные остановки;
- заграждения;
- направляющие столбики;
- полосы озеленения и снегозащиты.
Как сооружения, в значительной степени влияющие на комфортабельность пассажирских перевозок и безопасность движения, автобусные остановки обследовались с определением уровня их обустроенности и соответствия техническим требованиям.
Результаты измерений представлены в типовых формах таблиц утвержденных приложением к ТЗ настоящего договора. Были обработаны с помощью специального программного обеспечения координаты осей дорог (съёмки Геокосмос) и получены данные о трассе дороги - углы поворота, радиусы кривых в плане, продольные уклоны. Табличные данные размещенные в СУБД "Терра" использовались при создании геоинформационной системы обследованных дорог.
На основе базы данных полевых измерений произведенных ДИЦ МАДИ, были произведены графические построения в среде ArcView GIS на основе функций динамической сегментации, являющихся неотъемлемыми составляющими системы ArcView GIS, адаптированных для решения задач автодорожной тематики.
В результате проведенной работы были проведены графические построения в ГИС, выполнены на основе материалов мелкомасштабной и крупномасштабной векторизованной основы. Для отображения тематических слоев соответствующих дорожной тематике были разработаны специальные условные знаки, линейные и полигональные объекты адаптированные к дизайн требованиям Мосавтодора. Разработаны формы отображения графики в различной семантической нагрузке на различных масштабах визуализации изображения. Созданы тематические запросы к базе данных, позволяющие решать различные задачи статистического и параметрического видов с наглядным представлением графических, текстовых, атрибутивных и численных характеристик автодорог и объектов дорожной инфраструктуры.
Благодаря нашим активным действиям по внедрению геоинформационных технологий в дорожных организациях аббревиатура ГИС перестала быть рекламным кличем, став синонимом высокопроизводительных рабочих инструментов. Важным критерием завоевания новых позиций ГИС-проектами является их компонентная интеграция с любыми электронными инструментами массового сбора данных об автомобильной дороге и дорожной инфраструктуре. Традиционные дорожные ведомости и базы данных по дороге и дорожной инфраструктуре дополняются в ГИС пространственными геоданными, что позволяет повысить достоверность и точность данных по сети автомобильных дорог. К сожалению государственная статистика от повышения точности измерений и представления информации понизилась. Но позитивным моментом является то, что планирование работ на дороге стало адресным, упорядоченным, с точностью до сантиметра. Формализованная структура ГИС позволяет упорядочить архивные материалы и последовательно дополнять базу данных. Инструменты и идеология ГИС стали принципиально необходимы и востребованы при проведении кадастровых работ - паспортизации и инвентаризации автомобильных дорог. Представление дорог в паспорте как пространственной трассы состоящей из точек с 3-мя координатами, а не в виде спрямленной оси дороги привело к пониманию того, что протяженность дороги это не разница между последним и первым километровыми указателями. Масштабируемость и работа с различными масштабами дает возможность в ГИС обеспечить работу всех звеньев содержания и управления автомобильной дорогой. Традиционные дорожные ведомости и базы данных служат удобной основой для наполнения ГИС, который в свою очередь позволяет формировать графические отчеты. ГИС позволил разграничить между подразделениями рабочие функции, оставляя все этапы жизни автомобильной дороги взаимосвязанными - управление, сбор данных, содержание, ремонт. А в низовых подразделениях отпала необходимость в услугах так называемых дорожных гидов, которые рассказывали, где находится какой-нибудь подъезд к полузабытому местечку - вся информация читается с карты.