ГИС-проект автомобильной дороги "Московское малое кольцо"

 

 Для рационального и направленного распределения денежных средств, выделяемых на реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и эффективного управления ресурсами необходима точная и достаточная аналитическая информация о техническом состоянии дорог и динамике их износа во времени.

Это требует эффективной организации сбора, обработки, накопления, систематизации, визуализации и анализа больших объёмов различной информации по состоянию дорожной сети, объектов дорожной инфраструктуры, предприятий сервиса.

 

Так как дороги представляют собой совокупность пространственно привязанных географических объектов со сложной и разнообразной атрибутивной информацией, то работы по стратегическому планированию объёмов дорожных работ и управлению дорожными организациями целесообразно проводить с использованием Географических Информационных Систем. Эти системы обладают возможностями хранения любых объёмов разнообразной пространственно привязанной информации, выполнения сложного анализа данных и выдачи наглядных настраиваемых графоаналитических материалов.

 

В 1998 году на кафедре Изысканий и проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного института (Государственного Технического Университета) был выполнен ГИС-проект по инвентаризации автомобильной дороги "Малое московское кольцо" на основе ArcView ГИС. Выполнение проекта было направлено на:

- повышение точности, оперативности и объективности принимаемых решений по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

упорядочение баз данных, накапливаемых в дорожных организациях и дополнение их при последующем мониторинге дорог;

- совершенствование методов анализа и оценки изменения состояния покрытия, систем водоотвода и т.д., а также интенсивности движения и пропускной способности;

- на проведение всестороннего контроля над выполнением принимаемых решений.

 

Основу проекта составили данные обследований дорог, выполненные специалистами МАДИ (ГТУ). В соответствии с требованиями Заказчика и рекомендациями Федеральной дорожной службы России на основе электронных таблиц Microsoft Excel была организована структура баз данных по инвентаризации автомобильных дорог. Через интерфейс ODBC атрибутивная информация из Excel была связана с географической информацией, заложенной в ArcView ГИС.

 

В ArcView ГИС в качестве источника географических данных по дорогам Малого Московского кольца были использованы планы в формате DXF, с которых была подгружена ось дороги с закреплёнными на ней километровыми указателями. Важность точного географического координирования километровых указателей обусловлена спецификой линейной привязки дорожных объектов. На основе этих географических данных и функций динамической сегментации были сформированы маршрутные слои. В качестве мелкомасштабной подложки была использована карта Московской области М 1:500000.

Завершающим этапом работ было создание тем Событие для всех таблиц по инвентаризации. Особенностью этих тем является то, что они формируются "на лету" и при изменении табличной информации сразу изменяется ее графическое отображение. Это важно при разграничении функций сбора и оценки данных между различными дорожными организациями, когда таблицы заполняются на местах (в ДЭП), а визуализация и анализ состояния всей сети дорог производится в едином центре координирования и управления.

 

По результатам обследования были заполнены типовые отчетные формы баз данных по инвентаризации автомобильных дорог. Также было сформировано крупномасштабное графическое представление дороги в пределах полосы отвода в формате ArcView ГИС с привязкой баз данных в полном объеме и с расширенным набором условных знаков.

По нашему мнению, использование таких проектов в практической работе позволит значительно повысить эффективность принимаемых решений по различным вопросам развития и совершенствования сети автомобильных дорог. Разработанные нами методики по созданию и редактированию географических баз данных для пространственного анализа, поиска, представления и управления дорожными данными могут использоваться для поддержки разнообразных функций, таких, например, как: проектирование и паспортизация дорог, действия при сложных природных обстоятельствах, управление инфраструктурой, планирование, стратегия развития, бюджетная политика, принятие решений и многое другое.