Актуальность проблемы

В последние годы движение автотранспорта в городе Москве затруднилось. Столица оказалась не готова к ежегодному приросту автопарка на 300 - 400 тыс. автомобилей. Возникли многочасовые пробки на основных магистралях города, значительно ухудшилась экологическая ситуация.

Таким образом, возникла настоятельная необходимость в разработке мер по увеличению пропускной способности улиц города. Такие работы требуют привлечения большого числа различных специалистов и серьезных капиталовложений. Условно можно выделить следующие этапы работ:

1.      Измерение параметров транспортных потоков (съёмка транспортных потоков);

2.      Анализ транспортных потоков с привлечением дополнительной информации по дорожной сети (геометрические характеристики автомагистралей, материал дорожного покрытия, степень износа и т.д.);

3.      Оптимизация дорожной сети с учетом прироста интенсивности движения и увеличения экологической нагрузки на прилегающую территорию;

Для успешного функционирования дорожной сети города необходимо проводить подобные работы постоянно и с учетом динамически меняющейся ситуации в рамках системы "Эксплуатационного мониторинга дорожных сетей".

Комплексное решение проблем оптимизации дорожной сети возможно только на основе современных компьютерных технологий, к которым относятся Географические информационные системы. ГИС оперативно обработает и отобразит все доступные данные, относящиеся к интересуемому объекту. ГИС как система сбора, хранения, анализа пространственной и связанной с ней атрибутивной информации, включает в себя электронную карту и базу данных. Постепенно насыщаясь информацией, ГИС позволит расширить границы применения системы. Например, даст возможность навигации сторонним организациям (служба скорой медицинской помощи, пожарная служба и др.), проводить паспортизацию дорожной инфраструктуры и многое другое.

В настоящем предложении более подробно рассмотрены способы измерения параметров транспортных потоков для создания системы "Мониторинга транспортных потоков".

Под мониторингом транспортных потоков подразумевается система наблюдений, проводимых в пространстве и во времени, и направленных на достижение следующих целей:

    Установление фактических параметров транспортных потоков и их изменение в пространстве и во времени;
    Выявление неблагоприятных тенденций и идентификация связанных с ними проблем;
    Вскрытие причин упомянутых явлений;
    Разработка предложений по оптимизации и расширению транспортной сети.

Основой любой системы мониторинга является информация о характеристиках объектов наблюдения. Для мониторинга значимыми являются следующие свойства транспортных потоков:

    Плотность потока;
    Скорость потока;
    Интенсивность движения.

Эти свойства изменяются в зависимости от времени года, дней недели, времени суток.

Последние полномасштабные исследования по измерению транспортных потоков в Москве проводились в 1987 году. С тех пор ситуация на автодорогах значительно изменилась, поэтому необходимо заново произвести анализ пропускной способности дорожной сети. Получение новой информации, является самостоятельной задачей, пути решения которой и приведены ниже.

Краткая характеристика основных методов измерения транспортных потоков

Существует несколько способов измерения параметров транспортных потоков. Условно их можно подразделить на два вида:

1.      Традиционные методы

o    Регистрация проходящего автотранспорта людьми операторами на каждом перекрестке.

Практически все исследования до сих пор проводились методом расстановки операторов на перекрестках. При этом, человек должен регистрировать интенсивность транспортного потока и заносить свои наблюдения в журнал. Для полного охвата города необходима одновременная работа порядка трех тысяч операторов. Сведения затем заносятся в единую базу данных и обрабатываются.

На точность влияет, так называемый, "человеческий фактор" - квалификация оператора, усталость, невнимательность и т.п., приводящий к ошибкам и некоторому искажению реальной ситуации. Повторное снижение точности происходит на этапе ввода информации в базу данных.

Весь цикл работ по регистрации и наполнению базы данных необходимо проводить регулярно несколько раз в год для изучения зависимости свойств транспортных потоков от различных временных циклов. Таким образом необходимо содержать большой штат операторов в течение всего года.

o    Регистрация при помощи различных датчиков, установленных на каждом перекрестке

Оперативность получаемой информации, а также точность измерений повышаются за счет автоматической регистрации, автоматической передачи данных в центр обработки, и минимизации влияния "человеческого фактора". Единовременные затраты на установку датчиков, развитие инфраструктуры связи с центром обработки довольно высоки. Но эксплуатация системы обходится дешевле, чем в предыдущем методе.

o    Опрос работников автотранспортных предприятий.

Этот метод позволяет достаточно быстро на качественном уровне оценить наиболее напряженные участки дорожной сети.

2.      Методы дистанционного зондирования

Основаны на бесконтактном способе изучения поверхности Земли и совокупности всевозможных объектов находящихся на ней.

o    Стерео аэрофотосъемка местности;

o    Космическая съемка местности.

Обоснование выбора оптимального пути решения задачи

Результатом первого этапа работ будет являться электронная карта дорожной сети города Москвы с привязанной базой данных по параметрам транспортных потоков.

Постановка задачи.

Система должна решать задачи оптимизации транспортных потоков учитывая следующие факторы:

    Рельеф местности;
    Плотность транспортного потока;
    Параметры автомобильной магистрали;
    Характеристики различных объектов инфраструктуры;
    Характеристика прилегающей территории;
    Ведомственной принадлежности различных объектов;
    Экологическая обстановка вокруг автодорог, оценка влияния транспорта на ее изменение;

На основании собранных материалов, также можно оптимизировать проектирование новых автомагистралей.

Основные концепции:

    Использование дистанционных методов зондирования поверхности земли для получения первичной информации(таких как космосъемка и стерео аэрофотосъемка);
    Точная привязка опознавательных знаков с помощью приборов системы спутниковой навизации (приемники GPS и ГЛОНАСС);
    Заверение получаемых результатов традиционными методами, на контрольных участках;

Компьютерная обработка данных в системе эксплуатационного мониторинга дорожной сети:

    Создание цифровой модели местности (ЦММ) по стерео аэрофотосъемке территорий, прилегающих к автодорогам.
    Дешифрирование аэроснимков (идентификация и подсчет объектов).
    Создание ГИС проекта дорожной сети (по результатам обработки первичной информации и данных полученных от других источников.)
    Анализ сетевой структуры дорожной сети (на базе ГИС)
    Анализ плотности транспортных потоков на различных участках дорожной сети;
    Анализ степени изношенности различных участков дорожной сети (ДС)
    Анализ экологической обстановки ДС;
    Оптимизация ДС;
    Определение расположения датчиков регистрации транспортных потоков

Этапы работ по созданию системы эксплуатационного мониторинга на эталонном участке.

Анализ существующего оборудования и програмного обеспечения

1.      Разработка технических предложений;

2.      Разработка технического задания;

3.      Выбор эталонного участка (например ДС в пределах Садового кольца);

4.      Выбор оборудования для проведения аэрофотосъемки;

5.      Выбор исполнителя аэрофотосъемки;

6.      Выбор оборудования и програмного обеспечения для обработки аэрофотоснимков;

7.      Выбор приемников системы спутниковой навигации;

8.      Выбор контрольных участков для исследования традиционными методами;

9.      Отбор оборудования для традиционных методов;

10. Выбор програмного обеспечения для ведения ГИС-проекта, а также анализ вспомогательного ПО (навигационные системы, способные решать частные задачи и др.);

Оценка состояния дорожной сети по часам суток

1.      Разработка технических предложений;

2.      Разработка технического задания;

3.      Проведение аэрофотосъемки:

o    часы пик

o    дневные часы

o    ночью

4.      Исследование контрольных площадей;

5.      Обработка стерео аэрофотосъемки;

6.      Создание цифровой модели местности крупного масштаба (1:200, 1:500);

7.      Создание ГИС-проекта дорожной сети (ДС);

8.      Распределение нагрузки ДС на основе ЦММ;

9.      Анализ сетевой структуры ДС и транспортных потоков во времени;

10. Анализ состояния ДС;

11. Анализ экологической обстановки по часам суток.

Предложения по оптимизации ДС

1.      Разработка технических предложений;

2.      Разработка технического задания;

3.      Предложения по оптимизации ДС с учетом транспортных потоков;

4.      Предложения по оптимизации ДС с учетом уменьшения степени экологического риска;

5.      Определение расположения датчиков измерения плотности транспортных потоков;

 

Основные исполнители (кафедры):

-  Геодезии - обработка аэрофотосьемки и создание цифровой модели местности;

- Изысканий и проектирования дорог - анализ сетевой структуры ДС;

-  Дорожно - строительных материалов - анализ степени изношенности ДС;

-   Мостов и транспортных тоннелей;

- Строительства и эксплуатации дорог;

- Автомобильных перевозок - анализ транспортных потоков;

-  Автоматизированных систем управления;

-  Организации и безопасности движения;

- Транспортных установок - разработка програмного обеспечения под ГИС, помощь в организации ГИС-пректа;
Предложения по кооперации на этапах:

  - Цифровой модели местности.

1.  Установка сервера Internet с картой ДС.

2.  Выпуск CD карта ДС м. 1:500.

3.  Разработка ПО для портативных ПК - (Навигатор).

·  Распределение нагрузки ДС на основе ЦММ по часам суток.

§ Дополнение сервера Internet с картой ДС БД загрузка во времени.

§ Выпуск CD карта ДС м. 1:500 и траффик.

§ Разработка ПО для портативных ПК - (Оптимальный маршрут).

·  Анализ экологической обстановки по часам суток.

§ Дополнение сервера Internet с картой ДС БД экология (SpAn).

§ Выпуск CD карта ДС м. 1:500 и экология.

§ Разработка ПО для портативных ПК - (Безопасный маршрут).

§ Оценка материальных и временных затрат

§ Дальнейшее развитие работ.